Поиск на сайте

Прессу перестали покупать, потому что она устарела?  
Или же проблема в том, что ее стало труднее купить?  
Или она просто стала существенно дороже?  
Ответ на эти вопросы дала газета «Совершенно секретно» – Международный ежемесячник расследований 
 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

В России за последние пять лет объем реализации тиражей печатной газетно-журнальной продукции сократился на 45%. По некоторым оценкам – даже на 60%. Прессу перестали покупать, потому что она устарела? Или же проблема в том, что ее стало труднее купить? Или она просто стала существенно дороже?  

Причин тут, как водится, несколько: это и сокращение количества изданий, и нарастающая цифровизация жизни, сопровождающаяся появлением массы конкурирующих с прессой продуктов в Интернете, и ограничение доступности прессы из-за сокращения количества точек реализации ГЖП в розницу, и удорожание, как самой прессы, так и ее доставки.  

Итак, во‑первых, неуклонно редеет «печатное поле». Если в 2009 году количество зарегистрированных периодических печатных изданий составляло 72498, то по состоянию на конец 2020 года их осталось 39794.  

Таким образом, это количество сократилось примерно на 45%, причем самое большое сокращение произошло в 2019 году. 

В Роспечати считают, что сокращение числа печатных СМИ «отчасти связано с экономикой печатной прессы, отчасти со снижением тиражей, и здесь существенную роль играют новые технологии и новые платформы (социальные сети, мессенджеры и т. д.), которые являются серьезными конкурентами для прессы». 

Очень сильно «просел» тираж. Если говорить о причинах такого «проседания», то их много. Одна из них – рост цен на полиграфические услуги и удорожание почтовой доставки. Эти расходы сжирают весьма значительную часть газетно-журнального бюджета.  

Другая, не менее важная, и в то же время очевидная причина – это Интернет. По информации лидера российского рынка медиаисследований компании Mediascope, среднестатистический житель России тратит на медиапотребление более 500 минут в день, из них на газеты и журналы – менее 7,5 минут в день. 

По данным ВЦИОМ, если в 2014 году ГЖП с той или иной регулярностью у нас читало 77% взрослого населения, то в настоящее время – менее 55%. 

Интернет коренным образом поменял как модели поведения потребителей информации, так и бизнес-стратегии рекламодателей. Пошел исход рекламы из печатной прессы, а доминировавшая ранее рекламная модель бизнеса печатных СМИ сменилась дистрибуционной.  

По оценкам, соотношение выручки от рекламы в печатных изданиях и от их реализации составляет сейчас примерно 30% и 70% соответственно, хотя в 2014 году ситуация была прямо противоположной – 72% и 28%. 

***

Ограничение доступности ГЖП для населения напрямую связано со снижением числа точек реализации периодики в розницу, а проще говоря – киосков. Цифры тут просто шокируют: в 2010 году в России работало 42000 газетных киосков, в 2014 году – 28900, в 2019 году – 16547, а в 2020 году – 14900. Как видим, количество тут сократилось в 2,8 раза. 

Норматив составляет 1 киоск на 5880 жителей, и в 2020 году этот норматив выдержали всего пять субъектов Российской Федерации. Сейчас у нас один киоск приходится примерно на 10000 россиян, что на порядок меньше, чем в среднем в европейских странах. 

И тут надо понимать, что с закрытием киосков у людей теряется привычка покупать определенные издания.До 2014 года социально значимая услуга по доставке подписных тиражей населению, исторически оказывавшаяся «Почтой России», субсидировалась государством.  

Но затем субсидии прекратились, и подписные тарифы взлетели вверх, а население, естественно, стало отказываться от подписки. Это и понятно: стоимость подписки выросла настолько, что все меньше граждан могут ее себе позволить. 

В 2008 году объем российского рынка распространения печатной прессы (доходы от продаж в розницу и по подписке), по данным Росстата, составлял 73,6 млрд рублей, а в 2020 году, на фоне коронавирусной пандемии и введенных ограничений на торговлю, этот показатель оценивается в 46,3 млрд рублей. Это снижение в 1,6 раза. 

Ситуация близка к катастрофической, и это на фоне того, что до 2008 года отечественный рынок распространения печатных СМИ развивался динамично – он рос и в денежном выражении, и по тиражам. 

***

Сейчас цены на периодическую печать растут значительно быстрее официального уровня инфляции. Тут все просто: чем меньше выпускаемый тираж издания, тем больше цена печати одного экземпляра. 

Причины роста цен очевидны: это следствие роста цен на бумагу, типографские услуги и логистику. Плюс «накрутки» оптовиков и сети розничных продаж. Про систематическое удорожание типографских услуг надоело говорить. Тут уже давно ничего не меняется. Плюс все издатели регулярно жалуются на очень сильное подорожание бумаги. 

В СССР была такая гигантская сеть, которая занималась розницей газет и журналов, – «Союзпечать». Ее наследница – агентство «Роспечать». Но в 1994 году эта огромная структура «попала под каток» акционирования и, по сути, распалась на множество крупных и мелких структур разной формы собственности. При таком раскладе снижения цен быть не может по определению. 

Чего же ожидать в ближайшем будущем? 

«Ковидная экономика» вызывает нешуточную тревогу у всех, кто хоть как-то связан с бизнесом. Любые проблемы (а их немало) осложняются тем, что на рынке сейчас правит неопределенность. Во время пандемии были нарушены многие логистические цепочки, создававшиеся годами. Вдруг в дефиците оказалось огромное количество различных материалов и компонентов.  

Похоже, и в 2022 году рынку предстоит работать в условиях нестабильности и высоких цен. Перспективы неясны. Зато очевидно, что тиражи будут продолжать сокращаться. 

***

Профессиональные редакции будут выпускать контент на разных носителях в соответствии со спросом. Многие ежедневные газеты перейдут в еженедельный формат, а еженедельные – в ежемесячный. При этом в печатных СМИ появится больше аналитических материалов, экспертных мнений, интервью, познавательных статей.  

А вот оперативную информацию уже сейчас удобнее получать с помощью сайтов и социальных сетей.  

«Совершенно секретно»  
Основатели - Ю. Семёнов и А. Боровик. 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях