Поиск на сайте

На Руси хороводы водили нежные девушки на выданье, а в Грузии - суровые мужчины-воины. Но при всей своей разности эти танцы объединяют радость, красота и любовь к жизни

Я - представительница двух народов: мой папа, Заза Дмитриевич, - грузин, мама, Ольга Николаевна, - русская. Мне близка культура обоих народов. Я говорю на двух языках, слушаю народную музыку, а еще очень люблю танцевать, поэтому второй год занимаюсь в ансамбле кавказского танца «Кавкасия».

Танец – древнейшее искусство. Сама природа учила человека воспринимать красоту ритма, пения и музыки, красоту человеческого тела и жеста. Постепенно воедино слились пляски, музыка, пение и дали толчок к развитию танца на все времена – хоровода, который известен у многих народов, в том числе у родных мне грузинского и русского.

Девицы плыли павами

На Руси этот древний танец изначально был частью языческого обряда - поклонения богу солнца Яриле. «Хождение за солнцем» стало сердцем славянской культуры на многие века.

В хороводах-орнаментах девушки ходили кругом, заплетая из цепи змейки, похожие на узоры кружевниц. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, - целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

В игровых хороводах участники изображали людей, зверей и птиц, разыгрывали сценки, например выбор жениха или невесты. Да и само по себе развлечение было настоящими смотринами. Крестьянская девушка могла приглядеть себе здесь мужа, так что семья отправляла на хоровод, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени.

Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – каждый высматривал среди танцующих дев невесту. Так что хоровод был целым событием в жизни молодых людей. Девушки надевали лучшие наряды, заранее закупая на ярмарках ленты и платки.

Устраивали хороводы в определенные дни. Весной заводили игру «Ручеек» - символ таяния снега, первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну.

В июле славили Купалу, просили созревания плодов - вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки - символа чистоты и покровительницы домашнего очага.

В разных уголках страны у хороводов был свой характер. Северные отличались благородством и выдержанностью. В центральных районах России, близ Москвы, танцевали весело, беззаботно, с песнями, хлопками, притопами. А южные хороводы славились стремительностью, силой, задором и часто переходили в безудержные пляски.

Шли в битву с танцами

Первые упоминания о грузинском танцевальном фольклоре встречаются в  источниках еще до нашей эры. Например, по свидетельству греческого историка Ксенофонта (IV век до н.э.), среди грузинских племен была широко распространена светская музыка, военные и танцевальные мелодии. Грузины даже в битву шли с песнями и танцами.

Благодаря археологическим находкам и литературным памятникам известно, что прародителем грузинских народных танцев стал «охотничий танец-хоровод», похожий на обрядовые пляски ритуального подношения.

«Перхули» - грузинский мужской хороводный танец - сопровождался пением хора. В старину его танцевали во время представлений берикаоба - грузинского народного театра масок. Культовые «Перхули» исполнялись во время свадеб и похорон, на празднествах в честь языческих богов.

Каждый танец отражал жизнь региона, в котором он зародился. Танцы равнинных жителей значительно отличались от танцев горцев. Первые исполнялись спокойно, плавно. Горделивой поступью и осанкой исполнитель-юноша демонстрировал свою собранность, подтянутость, мужественность, завоевывая одобрение зрителей и избранной им девушки.

В горских танцах ход совсем другой - энергичный, темпераментный, порывистый. Танцор шагает широко, твердо, вскакивает на пальцы, крутится на коленях, использует прыжки и сложные трюки.

Изначально хоровод в Грузии был чисто мужским делом, но позже его начали исполнять и девушки. В женском хороводе «свла» - ход по кругу - построен в основном на скользящих шагах. Девушки, передвигаясь мелкими шагами, будто  скользят по полу, плавно и медленно водят руками в воздухе.

Отражают радость и красоту

У многих народов мира существуют танцы «по кругу». В Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ, в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями «хождение за солнцем» известно в Македонии, Хорватии и других странах.

Хоровод вбирает в себя национальные особенности, но всегда остается ярким, красочным творением, вбирает и передает потомкам эмоции, идеалы и пластическое мышление прошлых поколений.

Хоровод отражает самобытность, радость, творческую силу, и, несомненно, остается символом красоты - красоты движения, красоты окружающего мира и красоты человеческой.

Майя ХАЧИДЗЕ,
воспитанница Центра
детского творчества
Грачевка

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях