Поиск на сайте

Художник-реставратор икон из села Донского Валентина Кулабухова рассказывает о секретах своей удивительной профессии

«Умозрение в красках»

Единственный в моем родном селе Донском Свято-Троицкий храм был построен на берегу реки Ташлы в 1895 году. В храме много икон. Строгие, загадочные лики святых смотрят на нас с потемневших от времени досок. О чем они хотят поговорить с нами? Как услышать их?

Из беседы с отцом Владиславом я узнал, что искусство древнерусской иконописи является уникальным явлением в мировой художественной культуре. Русская икона, беря начало от византийской живописи и строго следуя ее канонам, создала свой особый способ отражения действительности, она несет человеку ощущение радости и полноты земной жизни.

Само слово «икона» («сэйкон») греческого происхождения, означает «образ». В иконах представлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенный не столько в реальных образах, сколько в удивительных по красоте сочетаниях и контрастах ярких цветов. Вот почему икону часто называют «умозрение в красках».

Но если духовная мощь и свет иконы неисчерпаемы, то как физическая вещь она подвержена разрушительному влиянию времени. Продлить ее жизнь помогают представители удивительной профессии – художники-реставраторы.

И в нашем селе есть такой мастер – Валентина Кулабухова, выпускница иконописной школы имени Алипия Печерского вблизи Троице-Сергиевой лавры. Беседа с ней позволила мне взглянуть на иконы по-новому.

Промывали водой и золой

С точки зрения реставрации, рассказывает Валентина Петровна, икону следует рассматривать как многомерное тело, состоящее из различных материалов, расположенных в определенной последовательности.

Первый слой – доска, на которую для предохранения от растрескивания наклеивают специальную ткань или бумагу – паволоку. На нее накладывают левкас – грунт из мела, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла.

Третий слой – живописный. Его создает иконописец из различных красок – пигментов, соединенных эмульсией из куриного желтка. Наконец, четвертый слой – защитный. Это тонкая пленка из специальной очищенной олифы, сваренной из льняного масла.

Что делать, если после написания иконы прошли десятилетия, а то и века, и паволока отстала от доски? Или вздулся левкас? Чем снять почерневшую олифу? Как убрать поздние наложения красок с авторской живописи? Эти и многие другие вопросы встают перед мастерами реставрации.

Валентина Петровна рассказывает, что уже в старых документах можно встретить различные понятия реставрации, например «чистка икон», «подправка».

В одном из старинных руководств говорится: «Когда хочешь промыть старые иконы, то наперед влей побольше воды, чтоб икона могла бы поместиться под водой. Потом взять золы и посыпать на изображение и протирать большой щетинистой кистью».

После такой промывки на образе оставались только следы, после чего художники икону «поновляли», то есть писали заново.

Как проходит реставрация сегодня, когда на помощь мастерам приходит наука, Валентина Петровна рассказала на примере иконы Валаамской, которая много лет хранится в нашем храме Святой Троицы.

Интернет в помощь

В советские времена этой иконой накрывали уголь. Она была сильно разрушена: фон отсутствовал, краска отвалилась до доски, остались только фигурки Богоматери и младенца.

Икону пытались отреставрировать и раньше, но за работу взялись непрофессионалы. Материалов у них не было, и они закрасили фон обычной масляной краской. А начать нужно было с исследования иконы, узнать, к какому периоду она относится, и строго соблюдать технологию.

Валентина Кулабухова, к которой попал поврежденный образ, выяснила, что это икона строгановского письма, написана в конце XIX века масляными красками в академическом стиле. Создана без использования паволоки, что и привело к быстрому ее разрушению.

На помощь мастеру пришли современные технологии. Валентина Петровна нашла в Интернете много аналогов и, подобрав наиболее близкий образ, приступила к работе.

Первым делом очистила икону от масляной краски. Это длительный процесс, который состоял из накладывания компрессов (кусочков бийки, намоченных в специальных растворителях). После расклеивания, удаления поврежденного слоя и краски Валентина Петровна покрыла места утрат левкасом, отшлифовала и написала фон, подобрав колер по существующим аналогам.

По краю иконы шла стершаяся орнаментальная полоса, от которой сохранились лишь частицы. Валентина Петровна срисовала эти элементы. Теперь ей надо было решить настоящий ребус – воссоздать из разрозненных «пазлов» единый орнамент.

Мастер изготовила множество эскизов, и в конце концов долгие поиски увенчались успехом. Орнамент был восстановлен, икона покрыта лаком. Сегодня она живет литургической жизнью в нашем храме.

Это не единственный образ, который Валентина Петровна вернула к жизни. Она восстановила иконы «Николай Чудотворец», «Святые апостолы Петр и Павел», «Рождество Христово», «Святой Евангелист Иоанн Богослов». Совсем недавно отреставрировала еще две храмовые иконы, которые также были сильно испорчены – «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих радость».

Кроме того написала для храма образ «Святые апостолы Петр и Павел» и редкую икону «14 тысяч вифлеемских младенцев, пострадавших при Ироде».

И «немая» икона заговорит

Известный русский философ Евгений Трубецкой писал: в переломные исторические эпохи «немая в течение веков икона» говорит с нами «тем самым языком, каким говорила она с нашими предками». Но легко ли понять его нынешнему поколению?

«Мир иконы открывается нам не сразу, – говорит священнослужитель Свято-Троицкого храма иерей Арсений (Бегларян). – Если в далекие времена она была своеобразной книгой для неграмотных, читать которую умел почти каждый, то от современного зрителя требуются немалые усилия, чтобы понять условный язык иконописи».

В душе каждого из нас живет художник. Пусть мы и не умеем профессионально рисовать, но «внутренний художник» заставляет нас тянуться к прекрасному. Знакомство с Валентиной Петровной Кулабуховой, приоткрывшей тайны своего удивительного дела, помогло мне глубже проникнуть в красивый и светлый мир русской иконы.

Хочу сказать своим сверстникам – очень важно и интересно научиться понимать язык искусства. Тогда вы не будет скучать в музеях, а в храмах образы, написанные иконописцами, заговорят с вами по-другому - так, как говорили они с нашими предками. И нам будет понятна эта тихая речь.

Евгений ДЕРЕНКО,
ученик гимназии №7
Донское
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях