Поиск на сайте

Школьница из села Безопасного провела среди сверстников исследование, посвящённое игровой компьютерной зависимости, и выяснила, что путь к ней нынешние подростки начали едва ли не с пелёнок

Обсудим?!

У меня есть знакомые, которые порой так увлекаются виртуальными играми, что забывают не только уроки сделать или убраться в комнате, но даже поесть. Они знают все о мире компьютерных игр, в совершенстве владеют игровыми навыками и жаргоном. Что это - простое увлечение или игровая зависимость?
Чтобы ответить на этот вопрос, я провела исследование в своей школе №3 села Безопасного. В нем приняли участие 160 учеников в возрасте от 11 до 14 лет.

Двухлетка за планшетом

Сегодня в каждой семье имеется с десяток гаджетов. Часто родители дают маленькому ребенку планшет, чтобы он не отвлекал их от дел. Когда чадо взрослеет, они все еще считают, что пусть он лучше сидит дома за компьютером, чем болтается на улице.

Но проходит время, и мамы с папами хватаются за головы, потому что «стрелялки» становятся главным интересом ребенка, занимают все его время, отвлекают от учебы.

Реальность такова, что нынешние дети сначала учатся играть в компьютерные игры, а потом уже в подвижные во дворе. Сперва осваивают компьютерную грамоту, а потом - языковую, математическую.

Как показал мой опрос, чем младше ребята, тем раньше они познакомились с миром компьютерных игр. Среди семиклассников тех, кто начал осваивать виртуальную реальность в возрасте от одного до пяти лет, около 20%. А среди пятиклассников - уже более 60%!

«Щит» от реальности

Компьютеризация всех сфер жизни идет семимильными шагами. В 2010 году Интернетом в России пользовались 43 млн человек, а к середине 2018 года – 90 млн. В 2006 году процент подростков, «зависающих» за компьютером более трех часов в день, немного не дотягивал до 6%, а спустя 12 лет приблизился к 60%.

При этом большинство тинейджеров (80%) выходят в Сеть бесконтрольно - через компьютеры в своих комнатах или мобильники. Больше половины пользователей в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.

Эксперты говорят, что основные причины уязвимости подростков перед интернет-зависимостью - нестабильный гормональный фон, нехватка внимания со стороны родителей, неуверенность в себе, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой.

Каждый пятый из моих респондентов подтвердил это суждение: ребята признали, что неудачи в учебе, личной жизни, а также семейные проблемы усиливают желание поиграть в видеоигры.

Пожалуй, одной из самых важных ценностей в подростковом возрасте является признание сверстников, общение в их кругу. Неслучайно среди вариантов досуга, предложенных в моем опроснике, «компьютерные игры» уступили место лишь одному пункту - «встреча с друзьями» (23% против 34%).

Дети, которые не находят общий язык с ровесниками, больше времени проводят за компьютером. Виртуальная игра становится психологическим «щитом» - создает иллюзию успеха и удачи, позволяет чувствовать себя более сильным и уверенным.

Подросток отождествляет себя с игровым персонажем, заводит дружбу от его лица и даже... влюбляется. Они практически живут в виртуальной реальности.

Хобби – вакцина от зависимости

Еще одна дыра, которую юные геймеры (от англ. game - игра) «затыкают» играми, - отсутствие иных способов самовыражения. Если нет других средств поделиться своими мыслями, эмоциями и энергией, дети садятся за компьютер. Им не нужно заводить новые знакомства, ходить в секции - под рукой всегда есть готовое развлечение.

В этом плане показательна статистика: среди независимых и слабозависимых хобби есть у 100% пользователей, а среди зависимых - только у 29% (причем для многих «зависание» в Сети и есть хобби).

В общем, чем больше у ребенка психологических проблем и пустоты в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погружается в виртуальную реальность.

Большинство участников моего школьного исследования (73%) признают, что проблема игровой компьютерной зависимости сегодня очень актуальна. В нашей школе ее показатели ниже средних по России, но маленькими их тоже не назовешь: каждый день в компьютерные игры играют 39% учеников, один-два раза в неделю - 43%.

Для основной части опрошенных (63%) игры - лишь простое развлечение, для остальных - в той или иной степени бегство от реальности. Виртуальный мир в их глазах - это личный успех (13%),  возможность уйти от проблем (11%), возможность проявить себя (9%) и даже друг (4%).

Чему научит «аркада»?

Итак, для большинства ребят компьютерные игры - приятное развлечение. По мнению рассерженных родителей, развлечение совершенно пустое и вредное. Но так ли это? 

Любая игра связана со стремлением познать неизвестное. Она побуждает осваивать окружающий мир. Существуют прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры, которые несут в себе много интересного, умного, забавного.

Для ребят постарше также есть обучающие игры, которые помогают осваивать иностранные языки, математику и другие области знаний.

Но даже в «обычных» играх, типа файтинга (поединка с противниками), аркады (где игроку нужно действовать очень быстро, полагаясь на свои рефлексы), симулятора (игры, где можно симулировать процесс из реальной жизни), подростки не только «убивают время», но развивают полезные качества.

По мнению учеников безопасненской школы, в топ плюсов «геймерства» входят: развитие реакции, памяти, логического и пространственного мышления, воображения, возможность смоделировать ту или иную жизненную ситуацию и свое поведение в ней, получение навыков в различных предметных областях.

При этом ребята  согласны, что игры могут отвлекать от уроков и отрицательно влиять на успеваемость (74%), каждый третий признался, что испытал это на себе: погружаясь в игры, отлынивал от учебы.

Жестокость «по-игрушечному»?

Тревожит, что содержание компьютерных забав может быть очень жестоким, в ряде игр поощряются убийства, насилие, всевозможные разрушающие действия. Неудивительно, что в мире с каждым годом растет смертность, связанная с видеоиграми.

Геймеры умирают от истощения, будучи не в силах оторваться от компьютера, убивают родных за то, что те запрещают им играть или просто отвлекают, когда они захвачены видеоигрой. В основном, фигуранты шокирующих историй - молодые люди 13-20 лет.

Но если даже не брать в расчет жестокие игры, интересно, как виртуальные проигрыши влияют на эмоциональное состояние подростков?

В анкете я предложила сверстникам утверждение: «Неудача в игре меня злит, и я срываюсь на окружающих». Половина ребят не согласились с ним.

Треть признались, что из-за проигрышей испытывают раздражение и злость. А 17% - расстраиваются настолько, что готовы что-нибудь разбить или кого-нибудь ударить.

Каждый четвертый школьник признался, что во время длительной игры за компьютером часто испытывает головную боль и острую резь в глазах, но все равно продолжает играть.

63% сказали, что они не готовы отказаться от компьютерных игр. При этом 49% школьников уверены, что у них вообще нет зависимости, а 42% - что зависимость слабая.

Только 9% опрошенных признались, что стали игроманами. По словам геймеров, их настроение и желания все сильнее зависят от компьютерных игр, а реальный мир уходит на второй план.

Живи реальной жизнью!

С каждым днем игры становятся все более неотъемлемой частью жизни детей, их невозможно запретить, исключить, не замечать, тем более есть замечательные игры, которые помогают нам развиваться и двигаться вперед, позволяют уверенно чувствовать себя в мире современных технологий.

Что же могут взрослые? Мне кажется, главное - проявлять внимание к интересам ребенка, поощрять творческие начинания, и делать это с самых ранних лет его жизни.

Конечно, никто не отменял права взрослого на запрет: родители могут и должны ограничивать время на игры, контролировать содержание, переключать детей на прогулки и физические упражнения.

А как вести себя нам, подросткам? Я предлагаю проявлять свою «взрослость» по-настоящему - не воюя с родителями, а взяв на себя ответственность. Самое простое: «зависнув» за игрой, следить за своим состоянием, обращать внимание на самочувствие.

Если устали глаза - оторвись от монитора, сделай зарядку, как учат на уроках информатики. Чувствуешь себя не очень хорошо - позвони друзьям, встреться с ними, поиграй в футбол - настоящий, не виртуальный. Покатайся на велосипеде, прогуляйся в парке, сходи в музей, кино. Живи реальной жизнью!

Александра ПЕРЕВЕРЗЕВА
Безопасное
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях