Поиск на сайте

Где-то прочитала, что для человека природой придуманы три вещи, без которых он не может обходиться: еда, воздух и… впечатления. Действительно, без смены впечатлений наша жизнь скупа и бедна. Так и с ума сойти можно!

Художник Владимир Рябчиков, выставка которого демонстрируется в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, - человек впечатлений

Одно из потрясений детства Володи Рябчикова - сказка про Буратино. Путешествия этого деревянного мальчишки, живущего с бесшабашной смелостью и пренебрежением к правилам и ограничениям, не давали покоя. А когда Володя вырос и стал художником, то придумал никому не известную живописную страну Буратиноидов. За восемь лет работы эти «типы» размножились и обрели статус общности.

Буратино - дело человеческих рук, кукла. Но он живой. Буратиноиды Владимира Рябчикова - испытатели-пожиратели новых впечатлений - мало чем напоминают своего прототипа, знакомого нам по сказке Алексея Толстого.

«Герои» его картин стремятся вырваться за пределы не только кукольной, но и человеческой жизни. Эти пронырливые существа куда только не суют свой длинный нос!

И вот уже женская особь оседлала то ли дракона. А вот юная Буратинка, девственно голенькая и счастливая (рот до ушей), напялив красную шапку и свесив косицы бантами, позирует всему миру («Ню»).

В цикле (художник создал восемьдесят картин) есть типы злые и драчливые, шаловливые и скромные, трогательные, как пожилая пара на театральной сцене («Объявить последний номер»). Есть лицо состарившегося Буратино с закрытыми от бессилия глазами.

В фоновой части картины едва проступает текст. Разобрать удалось немногое, но и это стоило того:

Молчание, ночь, огарок свечи - сюжет беспробудных снов.
Любовь - это волны вечной реки, загадка, лишенная слов.
Судьба - бесконечный размах шкалы - от ненависти до доброты.
Совесть - небоязнь облаков, пустой, дырявый кувшин.
Но мы с тобой судим о том каждый на свой аршин…

Групповая выставка. Хайнань, Китай, 2011 год.

Во время беседы Рябчиков признался, что любит фрески (живопись по сырой штукатурке). Как-то в станице Старочеркасской, скрываясь от дождя, он забежал в разрушенный храм. Стал разглядывать облупившиеся росписи. Внезапно луч солнца упал на лик Николая Чудотворца. Старая фреска сияла!

«Такие моменты что-то проясняют. И задаешь себе вопрос, а что сделал ты в жизни, что оставишь после себя?!» - размышляет художник.

Первые уроки мастерства Владимир Рябчиков получил от отца, который в советское время искусно писал лозунги вроде «Металл - ключ индустрии», но при этом был прекрасным копиистом. После окончания художественно-графического факультета Ростовского государственного педагогического университета Рябчикова приглашали остаться на преподавательской работе.

Однако от лестного предложения отказался: «Педагог - это призвание, совсем другая работа. А я хотел быть художником». И стал им.

Сегодня Владимир Васильевич член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, кавалер ордена «Служение искусству» I степени («Золотая звезда»), участник двухсот выставок в России и за рубежом, в том числе в проекте Die Russen Kommen (1992-2002). Картины автора приобретены многими художественными музеями и частными коллекционерами в России, Европе, США, Китае.

Рябчикова считают художником-одиночкой. Живя в Москве, он отказался от поддержки российского Союза писателей, куда его приняли почти автоматически.

В столице в начале «нулевых», как грибы после дождя, появлялись частные картинные галереи, где можно было выставляться и получать заказы. Решил именно так зарабатывать на жизнь.

«Хозяева, с одной стороны, требуют работать на «спрос»: посмотри, как работает один художник, сделай, как другой. Был грех, попробовал. Потом на все советы отвечал: «Копии не делаю». Так что равнение на мейнстрим - это не обо мне, - говорит Владимир. - Отчасти и поэтому галеристам трудно со мной работать. Они ждут продолжения начатого, а получают каждый раз нового Рябчикова».

Не растратить себя на доходную мелочевку помогает художнику семья. Даже на пленэры (зарисовки на воздухе) Владимир Васильевич выезжает с родными. Его жена Лилиана тоже художница, и младшая дочь всегда рядом.

В доме есть традиция. В подарок на день рождения дочери каждый год мастер пишет ее портреты. На выставке это «Маша», «Маруся», «Маша с Мишкой» и «Маша с книжкой», «Маша-инфанта». На пленэрах-симпозиумах, куда друзья-художники из ближнего и дальнего зарубежья приглашают Рябчиковых, Машу ждут, считая ее добрым талисманом.

Персональная выставка для художника праздник и способ самооценки.

«Когда картины собраны вместе, ты видишь все свои просчеты и удачи, - размышляет художник. - Это возможность посмотреть на себя со стороны и сделать вывод, чего ты стоишь, получилось ли продвинуться вперед или ты безнадежно застрял на одном месте».

Не знаю, какую оценку вынес сам себе автор за выставку в Ставрополе, где зрители увидели 90 его работ, написанных за 17 лет творчества. Но точно, как и прежде, он остается лириком и фантазером. Мир, который он создает, несет в себе тайну.

«Работа для меня - это терапия и медитация, - откровенничает художник. - Даже против простуды помогает. Уход в другую возвышенную реальность делает меня лучше. Для себя решил: следует быть чем-то созидательным, эдаким мастерком, который по кирпичику строит здание».

Трудно догадаться, почему мастер назвал свою выставку «Высокие отношения».

Тамара ДРУЖИНИНА

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях