Поиск на сайте

Как вместо взрослого фестиваля мы получили кинофорум юных талантов 

Фестиваль популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ», уже ставший традиционным и всенародно любимым, должен был открыться 23 июля в Ессентуках. Но был отменен за две недели до открытия. Почему? Чиновники помалкивают, организаторы фестиваля тоже виновников, лишивших народа праздника, не называют. 

Размышления на заданную тему

Теперь даже удивительно, что этот кинофорум продержался четыре года. Даже в пандемийном 20-ом был проведен, пусть в усеченном масштабе. Праздник называли уже народным, а в будущем он мог стать и международным. Джонни Депп, Пенелопа Круз, Леонардо ди Каприо, Джеральдин Чаплин, возможно, открыли бы для себя Ессентуки вслед за Катрин Денёв и Пьером Ришаром, посетившим предыдущие кинофорумы. Во всяком случае, переговоры на этот счет с мировыми звездами уже велись (кто ж знал, что случится 24 февраля!).  

Прошлогодняя конкурсная программа показала, что кинофорум принимают всерьез именитые режиссеры - Алексей Федорченко, Александр Миндадзе, Павел Лунгин, Владимир Котт… Они могли отдать свои ленты на любой раскрученный международный фестиваль, а привезли на «Хрустальный источникЪ», в Ессентуки! И это были очень серьезные работы, поднимающие социальные, культурные, психологические проблемы – читай «Открытую» - «Российские звезды просятся в Ессентуки».

У фестиваля была особая, живая, нерегламентированная атмосфера. Каждый желающий мог не только бесплатно попасть на конкурсную программу, но проголосовать за лучший фильм, участвовать в обсуждении, задать вопрос режиссерам, актерам, писателям, художникам.. И звездам льстило обожание публики и местных журналистов – они раскрывались, делились самым сокровенным - о том, что происходит в кинематографе, как трудно воплотить замысел в труд, «когда финансовые потоки оккупированы несколькими лицами…»  

Не мной сказано: культура спасает, объединяет, собирает человеческое в людях. А теперь, когда общественные институты зачищены подчистую, ессентукский фестиваль четыре года подряд, на несколько июльских дней становился площадкой культурной и гражданской активности.  

Фестиваль объединял власть (поначалу окормляющую это действие) со зрителями, москвичей с провинциалами, даже журналистов друг с другом… В эти дни они чувствовали себя свободными и значимыми. Президент фестиваля, заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис и руководитель пресс-центра журналист Анна Харламенко за четыре года существования кинофорума показали эталонное отношение к прессе. Никаких своих и чужих, никакой цензуры, более того, принимались любые замечания представителей прессы. 

Свежие, еще не вышедшие в прокат фильмы (как их жаждут сейчас, когда кинотеатры, в отсутствии репертуара, дышат на ладан!), оперные арии в сопровождении живого оркестра под открытым небом, мастер-классы художников на пленэре, новые экспозиции в музеях, приуроченные к фестивалю, детские кампусы, обучавшие киномастерству… Праздник (и вдумчивая творческая работа!) захватывали кроме Ессентуков, и другие города и станицы КМВ. 

Мэр Ессентуков Александр Некристов признавался на открытиях фестиваля, что раскупаются санаторные путевки, в отелях нет свободных номеров и нереально снять квартиру в частном секторе. Так и было: в прошлом году я познакомилась с девушкой, прилетевшей из Питера. Убедившись он-лайн, что невозможно забронировать ни номер, ни квартиру, она взяла с собой палатку, разбив ее недалеко от аэропорта! Так и ездила каждый день из Минвод в Ессентуки. Призналась, что не пропускает ни одного значимого российского кинофестиваля. «Но ваш – особенный, нигде нет такой атмосферы!»  

Известие о том, что в этом году фестиваль не состоится, да еще буквально за две недели до его открытия – поразило всех. В первую очередь представителей бизнеса – отельного, ресторанного, сувенирного…Весь город уже работал на фестиваль.  

Журналисты, запланировавшие на время фестиваля отпуск, чтобы осветить многоплановое действо, потребовали объяснений. Пресс-конференция с мэром была назначена. И отменена за два часа до ее начала без объяснения причин, без извинений…  

Эвклид Кюрдзидис пресс-конференцию дал.  

- Что я сделал не так? Я открыт критике, вы скажите! - риторически вопрошал он, адресуя свое недоумение, видимо, власти. Но не назвал ни одного имени из тех, кто создал фестивалю «препятствия непреодолимой силы».  

Эвклид Кюрдзидис: «Что я сделал не так, вы скажите!» 

Первый, в 2018 году, он провел на свои и спонсорские средства, второй, третий и четвертый – с серьезной поддержкой из краевого бюджета, за которую он постоянно благодарил губернатора. И вот такой облом при подготовке пятого, юбилейного! Подготовка-то началась задолго, за полгода, Кюрдзидис и московская команда кинематографистов вкладывали в нее собственные средства, и форум к концу июня был готов на 80% - так утверждала пресс-служба фестиваля. Но наступил крайний срок по оплатам авиабилетов, печатной, сувенирной продукции и других срочных счетов, а финансирование фестиваля так и не началось. Фирма, выигравшая тендер, выставила такие условия, на которые автор «Хрустального источника» пойти не мог. «Проведем фестиваль и без вас», - услышал он. Предатели нашлись из ближайшего окружения. За его спиной пошли переговоры с членами его команды, чиновники в мэрии перестали здороваться. Идею фестиваль «отжали», позаимствовав программу и даже бренд, слегка его видоизменив. 

Классика жанра!  

Не будем озвучивать предположения и подозрения. Чиновники и фирма, выигравшая тендер, помалкивают, Кюрдзидис предпочитает говорить о заслугах фестиваля, а не о механизме сбоя вроде бы уже налаженной системы.  

На сайте ессентукской администрации появилось объявление, что фестиваль-то будет, но под другим названием – «Хрустальная струя» (какая пища для острословов!) Затем от администрации последовало сообщение, что он перенесен на 2023 год, а все средства (35 млн. рублей), выделенные из краевого бюджета на организацию праздника, будут перенаправлены на социальные нужды. Многодетным семьям. Хорошо бы! Если только власть потом прилюдно отчитается – кто именно и на что их получил. Адресно! Но что-то не помню, чтобы мэр Ессентуков о подобном отчитывался перед общественностью. 

Не получилось у победителей тендера выполнить госзаказ – это не казачий слёт организовать или семинар для управдомов … Звезды киноиндустрии откликаются только на равноценные имена и долговременные личные связи.  

«Никогда не буду теперь связываться с бюджетом», - сказал Кюрдзидис на той пресс-конференции. Свободная творческая инициатива столкнулась с интересами людей, далеких от культуры, но облаченных властью. Как дали, так и отобрали. Не помогли прошлые заслуги. 

(Как не вспомнить передачу на федеральном канале в 2018 году, в которой Кюрдзидис защищал мэра Георгиевска – «приличную принцессу», обвиняемую в угрозе убийством и поддельном дипломе о высшем образовании. Это что – неумение разбираться в людях, романтизм? Или губернатор попросил? Хочется верить в первое).  

Сотрудничаешь с властью, так будь готов, что она держит тебя на поводке и может его так натянуть, что шагу не ступишь. И каким бы блестящим, всенародно любимым. уникальным не был твой проект, если ты не принял условия системы – он будет похоронен. Примерам несть числа – от Москвы до самых до окраин.  

Но родившееся и окрепшее за эти четыре года на ессентукской земле, похоронить будет трудно.  

Фестиваль породил деток – постоянно действующую детскую театр-студию и кампусы – детский и молодых кинематографистов. О первом «Открытая» писала, читайте «Триумф «хрустальных жемчужинок»

Узнав о «препятствиях необратимой силы», команде Кюрдзидиса удалось невозможное - в считанные дни переформатировать действие, посвятив его юным и молодым талантам. Дети и молодые кинематографисты из городов Кавминвод, Москвы и Донецка в течение пяти дней снимали короткометражки в качестве сценаристов, режиссеров, артистов, художников, гримеров, костюмеров, звукорежиссеров, операторов, монтажеров. На выходе оказалось не 5 фильмов, как планировалось, а больше, некоторые группы сняли по две и даже три ленты, вошли во вкус! Да и темы-то какие были предложены: «Отцы и дети», «Мой герой», «Дружба», «Мой фестиваль», «Добро есть», «Ромео и Джульетта», «Ессентуки — город детства», «Быть или не быть», «Бродячие музыканты», «Виртуальная реальность», «Секретное задание»… Выбирай любой жанры и способ воплощения, вплоть до элементов анимации. Одна обязаловка: действие должно происходить в локациях Кавказских Минеральных Вод. 

Я посмотрела один, получивший Гран-при «За лучший фильм» — кинопричту «Храброе сердце», созданный ессентукской театр-студией «Хрустальный ИсточникЪ», удивительно, как за пять дней можно снять профессиональный, трогательный, держащий интерес зрителя до конца, фильм. 

Награды победителям, предназначенные для взрослых номинантов, достались детям. Хрустальные орлы в виде кубков, разлетелись победителям в номинациях: лучшая режиссура, сценарий, женская, мужская и эпизодические роль, лучший ансамбль…

«Хрустальный Орел» - символ КМВ изготовлен вручную знаменитыми мастерами на заводе «Гусь Хрустальный».

Эвклид Кюрдзидис тоже был награжден - единственным чиновником на этом фестивале. Министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Александр Сысоев вручил ему сертификат, удостоверяющий, что владелец является послом гостеприимства туристического проекта «Кавказ Gran Turismo» - «за преданность родной земле и служение культурным ценностям»  

Другие чиновники на кинофестивале замечены не были. Обошлось и без неприятных «сюрпризов». Если не считать, что расстелить Красную дорожку (50 метров!) в парке разрешили только после вмешательства Москвы, и все дни форума воняла прорванная в нескольких метрах от дорожки канализационная труба…  

Весь праздник был проведен на спонсорские деньги. Есть еще люди, думающие о будущем культуры, о юных талантах. 

 

Ведь в наше время, когда сложно, а часто и невозможно выразить себя в политике, общественной жизни, бизнесе, когда запреты, регламентирование и всевозможные кары грозят за инаковость, надежда - на такие детские и молодежные кампусы, которые учат не бояться быть непонятым, учат свободе и самовыражению.  

«Моя мечта – сделать лучше этот мир», - говорил Кюрдзидис на той пресс-конференции. Если даже взрослый фестиваль не возродится, мечта его сбылась. Тысячи людей будут с благодарностью вспоминать автора «Хрустального источника».  

Может, и тех, других, будут вспоминать, только вот как? 

Ольга ВАСИЛЬЕВА,  
Пятигорск. 

Печенье ессентукского кондитерского бутика «Миндаль», посвященное фестивалю.  

В ожидании. В этот раз по дорожке пройдут дети, молодые кинематографисты, журналисты и художники.

Команда из Донецка.  

«Хрустальный источникЪ». Только имена 

По знаменитой красной дорожке (555 метров, занесена в Книгу рекордов Гиннесса) за четыре года фестиваля прошли более 300 почетных гостей. Катрин Денев и Пьер Ришар, Рустам Ибрагимбеков, Александр Михайлов, Сергей Шакуров, Светлана Немоляева, Константин Райкин, Алёна Бабенко, Нонна Гришаева, Николай Лебедев, Алла Сурикова, Николай Бурляев, Виктор Сухоруков, Алла Демидова, Татьяна Пилецкая, Фёдор Добронравов, Рената Литвинова, Клара Новикова, Лариса Долина, Ольга Прокофьева, Александр Балуев, Владимир Хотиненко, Вадим Абдрашитов, Евгений Дога, Борис Щербаков, Сергей Мокрицкий, Анна Ардова, Ия Нинидзе, Светлана Тома, Татьяна Васильева, Олеся Железняк, Раиса Рязанова, Михаил Жигалов, Лариса Гузеева, Дмитрий Харатьян, Татьяна Устинова, Лариса Лужина, Лиза Арзамазова, Илья Авербух, Яна Поплавская, Екатерина Рождественская, Максим Аверин, Тамара Глоба, Игорь Скляр, Лариса Удовиченко, Наталья Варлей, Ирина Муравьёва, Кирилл Кяро, Сергей Трубинер, Евгений Князев, Юрий Стоянов, Александр Иванов, Фёдор Юрчихин, Марат Башаров, Екатерина Климова, Наталья Громушкина, Ивар Калнынш, Катерина Шпица, Сергей Пускепалис и многие другие. 

В этом, 2022 году, ждали: Даниила Козловского, Надежду Михалкову, Марину Дибижеву Ирину Алферову, Ирину Купченко, Евгению Князеву, Ольгу Прокофьеву, Сергея Мокрицкого Андрея Кончаловского, приму Большого театра Анну Аглатову, Александра Ширвиндта, Алису Фрейдлих, Светлану Немоляеву…  

 

 

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях