Сельский художник продолжает традиции знаменитых французских мастеров
Пропаганда - не искусство
Вскоре после окончания училища Рубанов с женой Александрой перебрался на Ставрополье, где жили родители супруги. Здесь в знойных равнинах не было таких ярких пейзажей, как на родине, но он полюбил и скромное очарование степей. Вот только писать картины для души получалось редко.
Рубанов был принят на работу художником в совхоз имени Кирова. Это хозяйство и в советские времена было на хорошем счету, и сегодня остается одним из лучших в крае.
Молодому специалисту дали квартиру, что и стало решающим фактором в выборе места жительства и работы.
А работы у художника-оформителя в советские времена было много. Виктор Иванович не без сарказма вспоминает, как приходилось чуть ли не сутками работать в мастерской накануне пленумов, съездов, других партийных мероприятий или знаменательных дат. А сколько текстов социалистических обязательств понаписал он! То общесовхозных, то на каждую бригаду, ферму и т.п. К творчеству это имело самое отдаленное отношение.
- Я считаю, что это впустую потраченные годы, - говорит Виктор Иванович. - Нет, пожалуй, одна польза была. Мы, поденщики идеологической пропаганды, научились много работать, а это никогда не бывает лишним в жизни.
К началу 90-х Рубановы переехали в село Донское, районный центр, где и закончилась идеологическая поденщина.
По дороге к покупателю
Ушла из жизни идеология, а ей на смену пришел дикий рынок, где не было места той работе, которой много лет занимался художник. Они с коллегами попытались вписаться в новые экономические отношения, но не получилось. Районная артель художников прекратила свое существование.
Виктор Иванович занялся мелкой торговлей. На своей «семерке» он много лет возил по селам и хуторам простейшие бытовые принадлежности: галоши, тапочки, сумки, мыло, стиральные порошки.
Этот нехитрый бизнес приносил небольшую прибыль, что позволяло кормить семью. Но он же открыл для художника и большие творческие возможности.
Часто, проезжая по проселочным дорогам, Виктор Иванович встречал прекрасные места, достойные кисти живописца. Постоит, полюбуется, вздохнет тяжело - и отправляется в путь. Бизнес зовет, время – деньги!
А потом придумал, как совместить коммерцию и творчество. Стал брать с собой в дорогу фотоаппарат-мыльницу. С тех пор фотографирует все, что выделит из окружающего мира его художественный вкус. А по вечерам, на досуге, рассматривает фотографии, и в голове возникают образы, некий синтез фото и живых впечатлений.
Все это и запечатлевает на холсте, а, вернее, на «двп», так как для сельского пенсионера это более доступный материал, чем классический холст.
Наполняет впечатлениями
Мы сидим с Виктором Ивановичем в его маленькой мастерской. Несмотря на пришедшую весну, на дворе еще холодно, но маленькая газовая походная печурка отлично справляется с обязанностями, и нам уютно.
Надо сказать, что Виктор Иванович мужик рукастый, и у него во дворе и дома много различных приспособлений, облегчающих и украшающих жизнь. Украшение жизни – и его творчество, к которому он относится исключительно как к душеполезному занятию, не пытаясь ничего на этом поприще стяжать.
В мастерской Рубанова - десятки картин, фотографий – сотни, а на полочке - десятка три книг о художниках мира из издававшейся когда-то «Комсомольской правдой» серии. Смотрю картины художника и в меру своей образованности в этой сфере делаю робкий вывод: «Да вы, Виктор Иванович, вроде как импрессионист?»
- Да, мне это направление ближе всего. Знаете же, что означает в переводе слово импрессионизм? Впечатление. Это когда у тебя на передний план выходит не действительность, а впечатление от нее, те эмоции, которые вызывает то или иное явление жизни.
Поэтому у импрессионистов не так реалистично переданы пейзажи, натюрморты, портреты, как у представителей старой классической школы или, скажем, наших художников-передвижников, а много широких мазков, игры цвета, то есть, настроения.
Виктор Иванович достает с полки несколько книг, и мы смотрим великих французских импрессионистов Мане и Моне, Ренуара, Дега… Потом я вспомнил нашего Константина Коровина, на выставке работ которого был в Москве и выстоял огромную очередь в выставочном зале Третьяковки. Сильное произвел впечатление.
- Мне он тоже близок, - соглашается Виктор Иванович, - хотя я люблю и русскую реалистическую школу. Вообще, любое искусство интересно, когда художнику есть что сказать миру.
Виктор Иванович хочет быть интересен и самому себе, и зрителю. Поэтому много экспериментирует. Например, напишет картину с фотографии, как правило, не являющуюся копией фото, а потом привносит туда что-то из тех эмоций, которые посещали его в момент созерцания того уголка природы. Другими словами, наполняет впечатлениями.
Проживет такая картина, бывало, полгода, а то и пару лет, а он возьмет, и перепишет ее, добавит новых впечатлений, которые вынет из своей внутренней копилки. Но перед тем, как замазать старый вариант, сфотографирует его.
Так я увидел несколько фотографий одного и того же пейзажа, обогащенного новыми впечатлениями.
- Это можно назвать муками творчества?
- Нет, какие муки? Это радость творчества, – улыбается художник.
Рубанов, несмотря на то, что пишет для души, а не на продажу, все же не чурается публичности. Выставлялся не раз на краевых и региональных выставках.
В Изобильненском краеведческом музее была организована персональная выставка к 70-летию художника, недавно прошла выставка в музее села Труновского. Для художника это что-то вроде лакмусовой бумажки: интересен ли он людям? Судя по отзывам – да.
На прощанье Виктор Иванович подарил мне маленькую картину – зимний пейзаж с церквушкой села Донского.
Мой шестилетний внук посмотрел и сказал, видимо, сопоставляя ее с фотографиями: «Не резко!» Но потом через некоторое время, взглянув еще раз, предложил повесить ее на стене. Значит, впечатление осталось.
Добавить комментарий