Поиск на сайте

Субъективные заметки с очередной пресс-конференции пятигорского авиаконструктора-любителя, талантливо умеющего привлекать к себе внимание

 

Александр Бегак – лицо хоть и частное и никакого ведомства не представляет, но регулярно преподносит пишущей братии сенсации, которых так мало в текучке будней. Причем сенсации положительные, приятные и для властей всех уровней, и для тружеников пера и телекамеры, и для потребителей их продукции.
То инициатива с «Небесной Одиссеей во славу России», то беспосадочный перелет вокруг земного шарика, то новый летательный аппарат, то прыжок с парашютом на лед Северного полюса…
Рекорды, модели, не имеющие мировых аналогов! У всех слоев населения (кроме коллег-авиаторов, но о них потом) от этих сенсаций неизменно возникает редкое и желанное чувство гордости.

 

Это летает...
И в этот раз повод для пресс-конференции был значимым. Александр рассказал о своем участии в двух международных выставках.
Первая – крупнейшая промышленная ярмарка в Ганновере, где Александр представил созданное им универсальное транспортное средство «Бегалет». Кроме восхищения публики и хозяев выставки, конструктор получил и заказы от частных лиц на изготовление 14 чудо-машин. А министр экономики и технологии вице-канцлер ФРГ Филипп Реслер и знаменитый дизайнер BMW Group Крис Бэнгл восхитились его моделью и предложили сотрудничество.
Вторая – более престижная. Это Международный аэрокосмический салон (МАКС). Там вообще пятигорского конструктора ожидал триумф. Представительные гости салона – глава правительства Дмитрий Медведев, руководитель аппарата президента Сергей Иванов, вице-премьер Дмитрий Рогозин и министр обороны Сергей Шойгу – кроме павильона Роскосмоса обратили свое внимание только на его автомобиль-самолет «Бегалет» (фото справа).
Известно, какая ситуация у нас в сверхлегкой авиации, она безнадежно устарела, а этот новый микросамолет и прост в эксплуатации (достаточно навыков велосипедиста), и экономо-энергомичен. Для взлета ему достаточно небольшой площадки. В условиях нашего бездорожья, отдаленности населенных пунктов от больших аэродромов – незаменимое средство передвижения. И в качестве авиатакси, и для аэросъемки, сан-авиации, туризма.
Про экстремальные ситуации вообще отдельный разговор. Недаром Шойгу так заинтересовался. Трансформер-бегалет может пригодиться и для первоначальной подготовки пилотов, патрулирования пожаров, газопроводов, линий электропередачи, для спецслужб…
А экономия? Если летный час самолета стоит 7 тысяч рублей, то бегалета – 820 рублей!
И Дмитрий Анатольевич, как взахлеб рассказывал разинувшим рты журналистам Бегак, был несказанно удивлен: ЭТО есть в нашей стране и ЭТО летает? «Я горжусь Россией», – сказал он.
В подтверждение этих восхитительных воспоминаний, в ангаре на большом экране перед журналистами крутилась пленка с записью того самого момента – конструктор раздает визитки главным VIP-персонам страны, застывшим в восхищении у чудо-машины. «Звездный час» Бегака! И Ставропольского края, который – пусть все это знают! – не только житница и курорт, но еще и место, где зарождаются и пестуются нанотехнологии…
Еще раз повторю: Александр известен далеко за пределами края. Журналисты мчатся по первому зову в его лабораторию, на частный аэродром, несмотря на то, что те находятся на окраине Пятигорска, у черта на куличках… Потому как есть что увидеть, поснимать, пощупать своими руками. Никаких проблем с изложением грамотной речи героя, непременно начинающейся с выражения Per aspera ad astra (через тернии к звездам — лат.), которое сам тут же услужливо переведет на русский язык…
Это тебе не пресс-конференции всяких чинуш, которые ни снимать, ни слушать невозможно, – «говорящие головы», произносящие убогие канцеляризмы. Кроме того, встреча с пишущей братией у Бегака всегда заканчивается фуршетом. А иногда и начинается им. И неважно, что потом забудешь задать самый важный вопрос и так и не поймешь, на какие же все-таки шиши существует он сам и исполняются его грандиозные задумки…
Неважно, потому что весь необходимый для прославления героя пакет информации тебе уже дали при входе на пресс-конференцию, и он внушителен. Это глянцевые журналы с героем на обложке, дискеты с записью планирующего бегалета. Что еще? Непременно, что ли, самой взлетать? Или прыгать с парашютом на льдину?

 

Шарик желаний
Каждый абзац его речи рассчитан на восхищение гостей. Вот упомянул «Сердце мира».
– Что это? – вскричали журналисты.
– Как, вы не знаете? Сейчас мой помощник принесет. Когда меня назначили руководителем проекта «Небесная Одиссея во славу России», я задумался: какой бы сделать талисман, чтобы был интересен всему миру и в то же время олицетворял современность? И создал модель из высокопрочного стекла. Она олицетворяет и земной шар, и Солнечную систему в целом, и атом водорода… Там закодирована многомерная сфера Лобачевского, по которой можно вычислить формулу «золотого сечения».
Мы назвали этот талисман «Сердцем мира», сделали три таких шарика. Один находится на Южном полюсе, на американской станции Амундсен-скотт. Второй – на дне Северного Ледовитого океана, рядом с российским флагом. Третий исполняет желания здесь.
Вокруг шарика кидают монетки и загадывают желания, они, как правило, исполняются. Например, кто-то занял высокий пост, у кого-то дочка вылечилась от рака.
Шарик принесли, и мы им полюбовались (фото вверху). Уж не знаю, загадал ли кто желание. Наши журналистские души все-таки изъедены ржавчиной цинизма для такой-то романтической безоглядности. Если покопаться в памяти, каждый из нас хоть раз участвовал в выдувании какого-нибудь мыльного пузыря. Хотя этот, сверхпрочный, вряд ли быстро лопнет…

 

Бегаковщина
Если журналисты Бегака любят, то авиабратия – нет. Ни конструкторы, ни авиаторы, ни авиамоделисты. Констатируют: мол, аферист, денно и нощно занимающийся самопиаром. Никаких рекордов не ставил, каждый второй проект оборачивается крахом, да еще и кидала – предоплату с заказчиков собирает за постройку бегалетов, а ничего не строит…
В Интернете на сайте с говорящим названием super-aviadinamo снимок нашего героя на главной странице. С надписью: «Осторожно, Бегак!» Общество по выявлению мошенников в сфере легкой и сверхлегкой авиации (оказывается, есть такое) предупреждает: сия личность – авиационный «остап бендер», специализирующийся на «сравнительно честном» отъёме денег у той части населения, что влюблена в небо. Представляется помощником президента и «кадровым резервом президента», что, скорее всего, не соответствует действительности.
Члены общества удивляются беспринципности журналистов, которые пиарят пустозвона, путая в своих материалах Антарктиду с Антарктикой и не проверяя его заявления о рекордах. Даже название этого явления во Всемирной паутине гуляет – «бегаковщина». Это когда твое хобби оплачивается за казенный счет, но тебе халявы мало – подавай еще и народное признание…

 
 
Какая власть, такие герои
Наша газета не раз про инициативы Бегака писала. И про небесные одиссеи, и про авиационные форумы. Мы и сейчас думаем, что в оценке его личности правда где-то посередине. У Александра и образование есть (МАИ), и светлая голова, без конца рождающая захватывающие идеи, придумывающая все эти модели сверхлегкой авиации, талисманы, прыжки, общества, фонды, клубы… И упорство есть – претворять эти идеи в виде очень понятных, эффектных мероприятий-экспедиций. И смелость самому участвовать в этих полетах и прыжках, требующих, согласитесь, все-таки мужества.
У него качество, непривычное для изобретателя, – очень раннее, чуть ли не со студенческой скамьи, понимание того, что без близости к самым верхним эшелонам власти ничего в инновациях не достичь. Без членства в «Единой России», без дружбы со знаменитыми людьми, такими как Артур Чилингаров (Бегак представляется руководителем пресс-центра знаменитого полярника).
Изобретатель, по его словам, в шортах и шлепках запросто приходил знакомиться к мэру Пятигорска Юрию Васильеву, и тот под влиянием его харизмы (или звонка из аппарата президента) отдал в бесплатную и бессрочную аренду кусок земли, ставшей аэродромом.
Начальник пятигорских электросетей в качестве спонсорской помощи провел на его участок провод. Губернатор Зеренков лично пригласил позиционировать край на престижных заграничных авиасалонах…
Да что там мэры и губернаторы! Имя пятигорского «кулибина» теперь хорошо знают и первые лица страны. И сейчас он в своей лаборатории что-то клепает (нам пока не показал), что поразит всех, как он считает, на Сочинской Олимпиаде.
Как это не вяжется с обликом изобретателя, столь привычного за множество советских и постсоветских лет, – чудака, не понятого властью, безденежного и озлобленного на патентное законодательство. Несоциализированного, не от мира сего, который шарахается от журналистов, которому жалко тратить время на хождение по кабинетам и переписку с чинушами.
Бегак – новый тип инноватора, прекрасно знающего, что продвинуть идею куда важнее, чем придумать, и пиар не менее ценен, чем творческое озарение.
Да, иногда его бегалеты не взлетают. И никогда, если верить специалистам, не поднимались на высоту 4-5 тысяч метров. И до Антарктиды он не долетел, а добрался только до Кейптауна. И рекордов никаких не устанавливал. Да, брал деньги, но не выполнял частные заказы. И не десятки детдомовцев крутятся вокруг него, которых он увлек авиацией, а всего несколько. Короче, часто привирал в самозабвенном пиаре.
Ну и что? Машины-то есть, придуманные им и собранные его руками, на которых он может и в булочную за хлебом съездить, и поднять в воздух?
Много вы видели аферистов, поднимающихся в небо на своем изобретении? С риском для жизни прыгающих на лед Северного полюса?
Да, близость к власти всегда – без исключения! – оборачивается скверной, не запятнать репутацию практически невозможно. Но уж лучше, если речь идет о примерах для юных вкладывать бюджетные деньги в бегаковщину, чем в селигеровщину и машуковщину, где молодежь только развращают и вешают лапшу на уши.

 

Ольга ВАСИЛЬЕВА
Пятигорск

 

Гость04 октября 2013, 22:39

Хорошо если этот новатор не угробит кого нибудь!!!

летун01 октября 2013, 13:12

Автор совершенно не в теме. Провели вас, Ольга! Известно, какая ситуация у нас в сверхлегкой авиации, она безнадежно устарела (С чего это вы взяли? Вы были на какой-нибудь специализированной выставке или хотя бы слете?) а этот новый микросамолет и прост в эксплуатации (достаточно навыков велосипедиста) (Глупость, это не микросамолет, а паралет, полетные навыки и соотв. свидетельство должны быть как у любого пилота - читайте ВК и ФАП) незаменимое средство передвижения. И в качестве авиатакси, и для аэросъемки, сан-авиации, туризма. (Ни к чему этому он не годен, кроме экстремальных полетов в районе аэродрома в тихую погоду, что сто раз доказано и известно всем, кроме журналистов.) Если журналисты Бегака любят, то авиабратия – нет. (Надо просто подумать - а почему это так? И есть ли еще подобные персонажи в АОН? Нет таких больше жуликов!) У Александра и образование есть (МАИ), и светлая голова, без конца рождающая захватывающие идеи (никаких сверхидей у него нет, все идеи не его, им по 20-30 лет, а чтобы летать хотя бы над аэродромом, нужно свидетельство пилота СВС, частного или коммерческого, а не диплом ВУЗА. Вы видели его хоть одно свидетельство специалиста ГА? И не надо про энтузиазм...) Б...к представляется руководителем пресс-центра знаменитого полярника (а так же работником администрации президента РФ, и еще много кем - в зависимости от тупости слушающего, вплоть до летчика-испытателя и члена отряда космонавтов) где зарождаются и пестуются нанотехнологии… Б...к – новый тип инноватора (Тут точно, только не нано- а "ай-нанэ"-технологии. Это нашему краю на данном этапе очень подходит.) В целом автор так и не приняла осмысленную точку зрения - не хватило квалификации, поэтому у статьи нет внятных выводов. Субъект же этот - по статье - пусть продолжает позорить авиаторов...

Сергей01 октября 2013, 13:11

Ольга, спасибо вам за поднятие важной темы - о проходимцах, загримированных под энтузиастов, которые очень удобны власти. Позорит этот Бегак своими "открытиями" ставропольских начальников, а они этого даже не понимают... Стоит Зеренков рядом с "новинкой" в Ганновере и рад по уши. А чему радуется? Немцы недоумевают, это наверно ошибка... У них-то подобные конструкции летают уже на солнечной энергии, и нужны-то они, в общем, только для развлекательных полетов над полем в тихую погоду. Редкостный жулик этот персонаж! Всем "изобретениям" его уже за 20 лет, а прикормленная пресса все ведется на глупости и бегаковщину, пиарит его. Причин тут несколько - во-первых он платит за теле-пиар, надеется, видимо, его потом как-то монетизировать. Во-вторых у него хоть и бредни - но "об авиации", а значит - невзыскательному народу будет интересно. Неважно, что очень сомнительно, пусть хоть какой-то "позитивчик" в краевых новостях. Писать о настоящих авиаторах гораздо труднее - они люди не публичные, заняты реальными делами, да и заплатить за съемки для них удивительно. Ну о чем могут в Ессентукском клубе, кроме проблем (если не праздник), сказать? Тема правильная у вас, но несколько неубедительно написано - и это при таких очевидных обстоятельствах! Тщательнее надо, Ольга, вникать надо...

владимир25 сентября 2013, 21:32

Мед вперемежку с дегтем

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях