Поиск на сайте

«Демон поэзии» – так называется выставка графики московского художника Сергея Филенко, которая открылась в государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова. На ней представлены иллюстрации к поэме «Демон» и роману «Мастер и Маргарита». Сам художник говорит, что соединение Лермонтова и Булгакова и естественно, и ожидаемо. Разве не они приходят на ум, когда вспоминаешь произведения с «демоническим» уклоном? Да еще, пожалуй, картину Врубеля...

 

В одном из своих последних писем с Кавказа Лермонтов признавался, что демон поэзии овладел им. Поэт имел в виду состояние душевного подъема, которое не покидало его во время работы над поэмой «Демон», одной из самых сложных в русской романтической классике. И Булгаков бывал на Кавказе, в его «Театральном романе» говорится о человеке, «который убил друга на дуэли в Пятигорске».
Можно сказать, что демон живописи овладел и Сергеем Филенко, когда тот работал над столь сложной темой, объединяющей произведения двух классиков. И уж, конечно, что-то демоническое витало над посетителями экспозиции в домике Алябьева, настолько удивительны и неповторимы были выставленные там работы.
Сказать, что задача перед художником стояла сложная, – значит ничего не сказать. Попробуй соблюсти хрупкое равновесие, чтобы и в мистику не впасть, и реальность соблюсти. Не каждый осмелится проиллюстрировать книгу, ставшую настольной для многих поколений интеллигенции. У каждого из нас свое представление о ее героях и отношение к посягательствам на любимые образы.
Например, Иешуа у Филенко. Не молодой, не породистый, не одухотворенный... Много еще «не». Воспаленные красные глаза, унылое лицо измученного человека. И уж совсем не такой, как в двух известных экранизациях.
А между тем художник четко следует тексту романа, напоминая о нем в подписи к картине: «Померещилось ему, что... на этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой».
- Как вы думаете, воспримут ли клерикалы такой образ Спасителя? – спросила я художника.
- Думаю, что нет. Так ведь они и сам-то роман Булгакова не принимают. А вот пятигорскому булгаковеду Сергею Боброву мои иллюстрации нравятся.
Несмотря на тематику, выставка не производит мрачного впечатления. И автор объясняет, почему:
- Я, как иллюстратор, считаю, что представленные здесь сюжеты не тяжелее и трагичнее, чем, например, Достоевский. И техника темперы, в которой я пишу последние годы, смягчает любую тональность. Темперная живопись – древнейшая, ею иконы писали. Она многообразна по приемам и фактуре. Состав краски – мое изобретение, в этой технике работаю только я один.
Сергей сотрудничает с музеем более 20 лет. Однажды приехал на Кавказ, увидел горы, дороги, лермонтовские места... И «заболел» – прошел буквально по следам Лермонтова, посетив многие из тех мест, где когда-то бывал поэт, включая труднодоступные уголки Кавказа, куда сопровождал его главный хранитель музея Николай Маркелов.
И повелось – каждый год в канун дня рождения Лермонтова художник «отчитывается» своими работами, он участвовал уже в 13 выставках музея. Иллюстрации к «Герою нашего времени», «Демону», «Мцыри»... В музейной коллекции уже более ста его работ. Их можно увидеть и в постоянно действующей экспозиции, и на выставках.
Лермонтова он не просто любит, а прекрасно знает его произведения, знает, кто и когда их иллюстрировал, есть у него и свои любимые издания лермонтовских книг. Сотрудники музея отмечают, что он подолгу рассматривает старинные гравюры и акварели, хранящиеся в собрании музея.
Заместитель директора музея по научной работе Людмила Чиглинцева: «Обратите внимание, что к каждой картине Сергей подобрал цитату из произведения, которое иллюстрирует. Значит, хорошо знает, перечитывает, глубоко прочувствовал, понял лермонтовское произведение...
И он щедро делится своими знаниями с другими, например со студентами, которые каждое лето приходят к нам на практику на усадьбу. Будучи прекрасным художником, он остается удивительно щедрым, добрым человеком, никогда не сказал ни одного плохого слова о коллегах по цеху. Демон, Тамара, древний Ершалаим, Пилат, история Мастера и его возлюбленной Маргариты и, конечно же, главный герой – князь Тьмы...
Выставка интересна и очень актуальна. Когда еще поразмышляешь о борьбе темных и светлых сил, о смерти и бессмертии как не в канун Дня памяти Лермонтова!
И вспоминаются приличествующие случаю стихи барда Вадима Егорова:
И уже я не живу, и как будто наяву снится мне,
Что, летя в желанный ад, Маргарита кружит над Сивцевым,
Хвост поднявши, словно меч, Бегемот толкает речь тронную,
И прогнулась у стены, под пятой у Сатаны, Бронная...
Оцарапав, как иглой, что-то на сердце легло камушком –
То ли вспомнил про дела, то ли масло пролила Аннушка...

 

Ольга ВАСИЛЬЕВА
Пятигорск

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях