Поиск на сайте

Решит ли острейшую транспортную проблему краевого центра окружная дорога, или идти надо другим путем? 

ДОКОЛЕ?

Предлагаю обсудить вопрос необходимости строительства объездной дороги от гипермаркета «Лента» до улицы 45-я Параллель, которую задумали ставропольские власти. Причем провели опрос в соцсети, который показал примерно одинаковое количество жителей, голосующих «ЗА» и «ПРОТИВ». 

Возможно, голосовавшие «ЗА» знают, зачем нужна эта дорога, понимают, какие транспортные проблемы она решает. Но лично для меня ее «полезность» далеко не очевидна и меркнет на фоне реальных серьезных транспортных проблем в краевом центре. 

Попробуем провести поверхностный анализ существующей транспортной ситуации в городе. «Перспективный» и весь Юго-Западный район – это спальный район. Люди там в основном живут, а работают в других районах города. Население 150–200 тысяч человек, офисов мало, вузов почти нет, производств – тоже. 

Север-Западный район – население около 50 тысяч, есть больше рабочих мест, чем на Юге, но меньше, чем проживающих там людей. 

Центр и нижняя часть города (население примерно 100 тысяч) – сосредоточие основной массы рабочих мест, офисы, вузы. 

В Михайловске с населением порядка 120 тысяч человек работать особо негде, и каждое утро масса людей срывается в краевой центр – на работу и учебу, минимум рабочих мест, работают и учатся в основном в Ставрополе. 

А значит, основной маятниковый поток людей идет утром в центр со всех районов, вечером - в обратную сторону. При строительстве объездной дороги лучше станет только тем, которые из Михайловска едут в Юго-Западный и назад. Но сколько их едут, в какой временной промежуток – кто-то делал анализ, изучал? 

Основной пассажиропоток по-прежнему останется на Западном обходе, улицах Доваторцев, Кулакова, Ленина. Так на какую «оптимизацию острейшей транспортной проблемы надеются инициаторы рассчитанной на пять лет строительства одной из самых дорогих дорог в крае? 

Приводится аргумент по уменьшению транзитного трафика через Ставрополь. Но ведь уже сейчас транзит идет через село Надежда, надо существующую дорогу улучшить, и транзит продолжит двигаться по ней. 

Основной причиной пробки на проспекте Кулакова является всё-таки Михайловск, люди оттуда едут в центр, ехать через Чапаевку ещё дальше и заторы не меньше, через улицу Кавалерийскую тоже не вариант, там в часы пик – пробка. Эти проблемы планируемая объездная дорога скорее всего не решит. 

***

А теперь об экологии, об удивительной природе вокруг Ставрополя, о чем, возможно, многие даже не знают. С ними и поделюсь важной и полезной информацией, в первую очередь о Русском лесе. Заказник «Русский лес» является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны.  

Кроме того, лес выполняет климато-водорегулирующие и склонозащитные функции. 

В заказнике произрастают 14 типов древесно-кустарниковой растительности. Наиболее распространены: дуб черешчатый, дуб скальный, граб, клен остролистный, клен полевой, ясень обыкновенный, осина, липа, гледичия, груша кавказская, яблоня, черешня дикая, бересклет бородавчатый, бересклет европейский, три вида боярышника, кизил, шиповник, терн. Единично встречается бук восточный. 

Довольно хорошо сохранился природный травостой, включающий редкие виды: кандык кавказский, майкараган волжский, птицемлечник дугообразный, шаровница крапчатая (пятнистая). 

А еще внесенные в Красную книгу Российской Федерации горицвет весенний, касатик солелюбивый, колокольчик персиколистный, лук медвежий, морозник кавказский, пион узколистный, шафран сетчатый, шпажник кавказский, ятрышник клопоносный, внесенные в Красную книгу Ставропольского края. А также там растут безвременник теневой, касатик ненастоящий, ковыль красивейший, подснежник кавказский, ятрышник точечный, ятрышник трехзубчатый, три вида папоротника и орхидные. 

Насекомые: дозорщик-император, жужелица кавказская, жужелица венгерская, жук-олень, ксилокопа фиолетовая, внесенные в Красную книгу Ставропольского края. 

Птицы: аист черный, змееяд, перевязка, сапсан, тювик европейский, внесенные в Красную книгу Российской Федерации, орел-карлик, коростель, внесенные в Красную книгу Ставропольского края, а также вальдшнеп, серая куропатка, фазан. 

Млекопитающие: ночница остроухая, вечерница гигантская, нетопырь-карлик, внесенные в Красную книгу Ставропольского края, а также кабан, косуля, заяц-русак, куница, лисица, барсук, волк, шакал, крот кавказский. 

Неужели строительство дороги, которая скорее всего не облегчит транспортную ситуацию, стоит того, чтобы уничтожать уникальный уголок природы? 

На своей пресс-конференции губернатор обозначил видимые руководством края проблемы транспорта: 

– увы, объездная не получится автобаном (а так хочется автобан в лесу); 

– сначала построим объездную, а потом развязку Кулакова-Ленина; 

– край в очередной раз готовит заявку на обновление троллейбусов и трамваев по нацпроекту БКД (сейчас министерство дорожного хозяйства и транспорта лишь определяет критерии для отбора, и есть обоснованное опасение, что в этом году мы не увидим ничего нового из электротранспорта); 

– новых выделенных полос для общественного транспорта не будет (ну вы что, какие вам выделенки, они неудобны для автовладельцев). 

***

Администрация молится на интеллектуальную транспортную систему, считая, что это избавит от пробок. (Но это лишь на время облегчит транспортную ситуацию. И с ее созданием есть проблемы: прокуратура Ставропольского края сообщила, что подрядчик, который по контракту должен создать в административном центре региона интеллектуально-транспортную систему, затягивает сроки выполнения подряда). 

Вопрос развития транспортной инфраструктуры сейчас перешел главным образом в политическую плоскость. Автомобилисты – понятная для власти аудитория с предсказуемым поведением, интересами и точками взаимодействия.  

Говорить о том, что нельзя притеснять автовладельцев – самый легкий способ заработать их лояльность к властям.  

А вот с экологами, урбанистами и прочими активистами это не проходит, но их сколько? Мало, значит, с ними не будем считаться! Поэтому рациональные предложения, звучащие с этой стороны, отходят на второй план или вообще игнорируются… 

Понятно, что сознание людей, да и сама ситуация рано или поздно поменяются. Во многом потому, что скоро намного меньше людей смогут позволить себе покупку или содержание личного транспорта.  

Во многих странах топливный кризис и засилье легкового автотранспорта двинуло вперед развитие общественного транспорта и средств индивидуальной мобильности. Правда, есть опасение, что у нас это случится тогда, когда уже будет поздно и бесполезно… 

Юрий ОРЕШНИКОВ, 
активист, специалист 
дорожного строительства 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях