Поиск на сайте

В Пятигорске есть бювет с удивительной росписью. 

Питьевой бювет № 19 – в нескольких минутах ходьбы от моего дома. Место сверхпопулярное, у подножья Машука, прямо рядом со стелой, обозначающей начало курортной зоны. Никогда не думала, и, попивая в нем целебную водичку, и почти ежедневно проходя мимо, что этот бювет так полон загадок…Да, любовалась его красотой, стенами, облицованными голубой, какой-то светящейся керамикой, необычными, удлиненными фигурами горцев и горянок, офицеров, скачущие на конях, дамами в старинных платьях…Но как следует, панно не разглядывала. Как мы нелюбопытны! 

А вот моя подруга, пятигорчанка Елизавета Лагунова, преподаватель культурологии, внимательно панно разглядывала. И что-то ей там показалось, породило вопросы. Некоторые сцены напомнили ей лермонтовских героев, а в одном из картежников ей вообще почудился сам поэт!

В дальнем углу бювета, пробравшись за кадки с цветами, дотошная Елизавета увидела на панно изображение сабли с надписью «Моей бабушке Наталье Петровне Паниной».  Она стала расспрашивать и работниц бювета, и знакомых краеведов. Узнала немного: автор росписи -  Людмила Любчик, художник-монументалист, когда-то пятигорчанка, но уже давно живущая в Санкт-Петербурге. И года два назад приезжала в Пятигорск, даже заходила в бювет.

Краеведы не спорили, что сюжеты росписи навеяны лермонтовской прозой, но то, что в одном из картежников изображен сам поэт, признавать не хотели. Извините, мол, это перебор, это вам явно почудилась! Но все сходились: такой росписи, удивительной по технологии и красоте, нет больше нигде.   

Дама со стаканом в руке, в платье эпохи Лермонтова, смотрящая прямо на зрителей - автопортрет самой Людмилы Ивановны Любчик. 

Интернет о Любчик добавил информации очень мало – родилась в Пятигорске, училась в Краснодарском художественном училище, потом в Высшем художественном училище им. Мухиной… Член Союза художников… Никаких социальных сетей, никаких открытых каталогов её работ.  Закрытым человеком оказалась художница.  

Елизавета обратилась к своим друзьям, в Пятигорскую городскую библиотеку, где она когда-то работала и  которая неоднократно помогала ей в литературных и искусствоведческих поисках.  

В библиографическом отделе, прошерстив фонды, нашли только две заметки о Любчик -  в газете «Кавказская здравница» за 1972 год и  в журнале «Декоративное искусство СССР» за 1976 год. Первое издание, сообщая об открытии в Москве выставки художников малых форм, сообщало, что в ней приняла участие «наша пятигорчанка». Во втором, под рубрикой «Панорама молодых» тоже упоминалась ее фамилия. Опять крохи информации! 

Но подключилось местное телевидение, сюжет о красивой росписи бювета с загадочными персонажами закончился  просьбой к телезрителям - поделиться информацией, если кому-то известно о художнице больше. 

А эти персонажи очень похожи на княжну Мери и Грушницкого. 

Телезрители откликнулись, и Елизавета стала обладательницей телефона художницы. 

Завязалась переписка. Людмила Ивановна Любчик, по ее признанию, как раз подводит творческие итоги - в будущем, 2023 году у нее 80-летний юбилей. Письмо от Елизаветы, восхищенной росписью и желавшей узнать об истории ее создания, ее тронуло и обрадовало. 

Она подтвердила: да, роспись бювета посвящена бабушке, которая была преподавателем русского языка и литературы, часто читала внучке стихи наизусть, особенно Лермонтова, водила ее по местам, связанным с жизнью поэта… Пятигорск с великолепной природой, множеством старых домиков, кованых решеток, узких улочек и навесных балконов, давал богатую пищу детскому воображения, а в будущем и богатый материал для работы. 

Вот отрывок из ее письма, который я привожу с разрешения Елизаветы Лагуновой.  

Художницу вдохновили пропорции фигур русской иконописи. 

«Окончив в Ленинграде Высшее художественное училище им. В.И. Мухиной (ныне Академия прикладного искусства им. барона Штиглица), я получила предложение расписать питьевой бювет в Пятигорске. К этому времени я уже поработала в области монументального искусства. Тема была очень интересной. Сначала надо было решить вопрос материала, так как бювет - лечебное учреждение, требующее особой чистоты. Поэтому я выбрала керамическую плитку.  

Работа с эскизами затянулась почти на год. Пришлось пересмотреть много библиотечного материала, чтобы лучше понять личность поэта. К тому же задача ставилась многоплановая, совместить в одном помещении тогдашнюю светскую жизнь «водяного общества» молодого курорта, и не менее интересную жизнь местных жителей, их одежд и обычаев. К композиционном решении, мне очень помог образец русской иконописи. Отсюда и удлиненные пропорции фигур.  

Эскизы были одобрены Экспертным Советом монументального искусства в Москве. Работа в материале выполнялась в Ленинграде, в помещении комбината Прикладного искусства с высокотемпературными керамическими печами».  

И, конечно, это Лермонтов!  

Следующий отрывок из письма, посвященный технологии изготовления плитки я привожу только потому, что он ярко показывает: это было не просто исполнение заказа, не просто кропотливый труд, это был почти творческий подвиг!   

«Теперь о технологии. Готовые кафельные плитки не годились. Они уже на заводе были покрыты глазурью, что делало невозможным осуществить задуманную мной подглазурную роспись с эффектом акварели. Пришлось ездить по заводам, искать нужные, так называемые «утельные» плитки. Потом, по уже выполненным картонам (рисунок в натуральную величину), изображение переводится на плитку. Проблемы была в том, что сырые керамические краски, до и после обжига имеют разный цвет. После росписи плитки покрываются глазурью, обжигаются в печи на температуру 1150 градусов. Это 8-10 часов в печи, затем медленное остывание. Если где-то брак - этот кусок приходилось переделывать. Обожжённые, разложенные на планшетах плитки, в нужных местах покрывались люстром (специальный состав с солями металлов, в том числе золота). Это придавало особый блеск некоторым изображениям. Затем плитки еще раз обжигают при температуре порядка 750 градусов.  

Ну а дальше готовую продукцию упаковывают и доставляют на объект. После чего идет монтаж на песчано-цементную основу. Надеюсь понятно, что выполнить такую работу в домашних условиях невозможно». 

Заканчивается письмо благодарностью работникам питьевого бювета: «Хоть керамика и вечный материал. Но все равно за росписью надо ухаживать. В том, что работа с 1979 г хорошо сохранилась, есть заслуга работников питьевого бювета, за что им отдельная благодарность».  

Людмила Ивановна Любчик пообещала приехать в будущем году в Пятигорск и показать новым друзьям другие свои работы, украсившие город-курорт. 

Ольга ВАСИЛЬЕВА,  
Пятигорск. 
Виды бювета
 

 

 

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях